Conservatism, mobility, isolation: Approach to the study of agents’ behavior in the public procurement market
Table of contents
Share
QR
Metrics
Conservatism, mobility, isolation: Approach to the study of agents’ behavior in the public procurement market
Annotation
PII
S042473880026993-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Igor Lychkov 
Affiliation: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
Address: Russian Federation,
Dzhamiliya Sozaeva
Affiliation: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "State University of Management"
Address: Russia
Konstantin Gonchar
Affiliation: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "State University of Management"
Address: Russia
Edition
Pages
45-57
Abstract

The purpose of the article is to substantiate the application of the authors’ approach and methodology based on a combination of machine learning technologies and the construction of directed graphs with their subsequent clustering for a systematic study of the quantitative and qualitative characteristics of the public procurement market and the behavior of agents in this market. As a result of the study, regional and sectoral factors influencing the relationship between agents of the public procurement market were identified. Such factors were not previously identified, and were determined only thanks to the combination of machine learning technologies and the theory of networks and graphs proposed by the authors. Another result of the study-the models of relationships in public procurement market are systematized in the authors’ interpretation, integrating the macroeconomic situation in the market and the marketing strategies of market players. Such stable patterns of behavior of agents of the public procurement market as "isolation", "conservatism" and "mobility" were identified, and it was substantiated that the isolated or conservative behavior of market players increases the likelihood of corrupt conspiracies. All of the above was not systematically studied before. So, it has scientific novelty and high practical significance. The research contributed to the increment of scientific knowledge in application of the theory of networks and graphs, in problems of state regulation of the economy, counteraction to the monopolization of markets and encouraging competition. The practical results of the work are related to the generation of recommendations to the Russian authorities, regulators of the public procurement market and bidders on the choice of effective market behavior strategies.

 

Keywords
state and municipal procurement, behavior strategies of public procurement participants, fragmentation of the public procurement market, isolation, conservatism and mobility in the public procurement market, theory of networks, graphs for public procurement, machine learning.
Acknowledgment
The team of authors would like to thank the Bauman Moscow State Technical University, the State University of Management and JSC "Unified Electronic Trading Platform" for supporting the research activities of the employees. The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 23-28-01644.
Received
04.08.2023
Date of publication
28.12.2023
Number of purchasers
8
Views
177
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 Введение
2 Система государственных и муниципальных закупок играет значительную роль в функционировании экономик разных стран не только за счет существенного влияния на финансовые потоки в экономике (в России на государственные закупки приходится до 30% ВВП страны1), но и, по мнению авторов, по ряду других причин. Так, государственные закупки можно рассматривать и как механизм обеспечения экономической безопасности национальной экономики, и как механизм стимулирования ее экономического развития (Кейнс, 2013; Измалков, Сонин, 2017; Мясоедов, 2020).
1. «Замглавы Минфина РФ: баланс между интересами заказчиков и поставщиков в системе госзакупок найден» // Интерфакс (https://www.interfax.ru/interview/845063).
3 Сфера государственных закупок интересна для изучения не только как инструмент государственного регулирования экономики, но и как значимый субрынок в структуре национального рынка страны, который имеет ряд особенностей:
4
  • совокупность государственных заказчиков проводит единую политику, напоминает монополию (Folliot, Yukins, 2020; Шульдякова, 2011) и провоцирует риски неконкурентного поведения;
  • на рынке государственных закупок имеют место экономические отношения в парах «заказчик–поставщик» и «поставщик–поставщик», но крайне редко возникают отношения «заказчик–заказчик» (например, «школа–школа», «больница–больница»).
Также на рынке государственных закупок может возникать некоторая фрагментация, складываться экономические отношения, в которых проявляются следующие особенности:
  • присутствует изолированность отдельных игроков друг от друга (в данном случае — заказчиков);
  • поставщики стремятся образовывать устойчивые связи с конкретными заказчиками, опасаются выходить на другие рынки, выстраивают маркетинговую стратегию вокруг ограниченного количества отраслей и регионов.
5 В экономических исследованиях (Анчишкина, 2011) говорится, что такая фрагментация рынка государственных закупок представляет опасность для свободной конкуренции и создает условия для недобросовестных манипуляций. Это требует изучения не только формализуемых, но и неформализуемых аспектов экономических отношений субъектов рынка. В настоящее время можно выделить три ключевых типа инструментария для изучения закономерностей функционирования рынка государственных закупок:
6
  • простые экономические и статистические методы, которые, в основном, помогают рассчитать динамику показателей конкуренции, оценить вероятность незакрытия торгов;
  • правовые методы, направленные на текущий и последующий контроль работы закупочных служб, ориентированный на систему штрафов и наказаний за уже совершенные правонарушения;
  • методы, основанные на использовании технологий больших данных и машинного обучения по статистическим данным с рынка, с последующей визуализацией полученных результатов.
7 В мировой и российской практике органами власти и экспертными сообществами активно используются первые две группы методов, а третья находится в стадии развития/доработки. И если в мировой практике третья группа методов уже имеет некоторую апробацию, то в России данная методология находится на начальном этапе своего развития (Жемкова, 2020; Молчанова, Рей, Шагаров, 2020; Орехова, Заруцкая, Кислицын, 2021; Иванов и др., 2020).
8 Все вышеперечисленное делает задачу исследования экономических отношений на рынке государственных закупок с применением инновационного математического и статического аппарата, инструментальных средств высоко актуальной.
9 Целью исследования является обоснование применения подхода к исследованию российского рынка государственных закупок, основанного на сочетании технологий обработки больших данных и теории графов с последующей авторской интерпретацией устойчивых стратегий и шаблонов поведения агентов рынка.
10 Объектом исследования являются отношения макроэкономических агентов на российском рынке государственных закупок, а предметом исследования — закономерности отношений и характер поведения агентов рынка, потенциально несущий риски и скрытые угрозы для конкуренции и равноправного положения игроков.
11 Новизна исследования связана с применением сочетания экономико-математического и визуального инструментария с авторским подходом к систематизации стратегий поведения агентов рынка государственных закупок, что, в отличие от ранее разработанных решений (представлены в обзоре литературы ниже), позволяет усовершенствовать поиск и выявления аномалий на рынке, требующих регуляторного вмешательства государства.
12 Рассмотрим зарубежные и российские исследования по данной и смежной тематикам.
13 Как отмечалось ранее, двухэтапное применение технологий и методов машинного обучения и визуализации различными математическими методами позволяет получить информацию и о количественных, и о качественных характеристиках рынка государственных закупок.
14 Что касается методов первичной машинной обработки данных о рынке государственных закупок, то они широко представлены в мировой и российской литературе (Swords, 2019; Wang, Yu, 2011; Velasco et al., 2021; Gürpinar T., 2020). В российской литературе представлены и эмпирические исследования рынка государственных закупок (Яковлев, Демидова, Подколзина, 2015), и исследование его отдельных сегментов с применением предиктивных моделей (Агаларов, 2022; Филиппов, Андронова, Рей, 2022; Рей и др., 2020; Rodionova, 2020). Несмотря на рост интереса к изучению рынка государственных закупок с применением экономико-математических методов как в России (Алейникова, Голованов, 2022), так и за рубежом (Pamučar et al., 2022) для исследования устойчивых стратегий поведения его агентов, их положения на рынке, применение данных методов не стандартизировано.
15 Для визуализации и анализа фрагментации рынок государственных закупок возможно представить в виде двудольного графа из торговых процедур (лотов) и их участников и применить математические методы теории графов. Исследований, основанных на применении теории графов к анализу рынка государственных закупок (Lyra et al., 2021), достаточно много, и наиболее интересные из них можно рассмотреть подробнее.
16 Часть работ связана с оценкой поведения игроков рынка на межгосударственном уровне. Сюда можно отнести работы (Wachs, Fazekas, Kertész, 2021), где проведен анализ закупок на уровне всего Евросоюза (обработаны данные о 4 млн заключенных контрактах за 2008–2016 гг.), а также работы о закупках в Чехии и Венгрии (Wachs et al., 2019). Акцент исследований в перечисленных работах сделан на выявлении коррупции и сговоров, а в качестве математического инструментария использованы двудольные графы из заказчиков и победителей торгов по каждой отдельной стране и двудольные графы, вершинами которого являются люди, а ребрами являются взаимно подтвержденные отношения дружбы (родства) между людьми, что может провоцировать коррупционные схемы и договоренности. В выводах авторы выявляют следующие закономерности:
17
  • чем более централизована система закупок, тем больший коррупционный потенциал в ней заложен;
  • фрагментация и изоляция отдельных игроков рынка друг от друга повышает риск возникновения коррупции. То есть чем более устойчивые социальные связи в городе, тем ниже риск коррупции, и наоборот, чем больше изолированных групп/сообществ, тем риски выше.
18 Недостатками вышеперечисленных работ можно считать отсутствие исследований по отраслям или по регионам, а также упрощение: в некоторых случаях авторы не принимали в расчет заказчиков, заключивших менее пяти контрактов, и поставщиков, выигравших менее трех контрактов, как агентов, не влияющих на рынок.
19 Еще одна группа исследований связана с отраслями, в которых уровень коррупции практически во всех странах считается существенным, и в данном случае речь идет о сфере строительства.
20 В трех исследованиях, посвященных государственным закупкам в сфере строительства в Иране (Hosseini et al., 2020), в китайской провинции Шэньси за 2011–2018 гг. (Jiwei et al., 2020) и трех секторах строительства (освещение, мощение и канализация) в городе Лаваль во Франции (Reeves-Latour, Morselli, 2017) был использован взвешенный граф рисков коррупции, неориентированный взвешенный граф из фирм–участников торгов, а также двудольный граф из конкурсов и их участников. Наиболее интересные результаты исследования при помощи графов рынка ГЗ строительных работ связаны с:
21
  • выявлением ядер графов, состоящих из наиболее часто соревнующихся между собой поставщиков, и периферии графов, в которые входят остальные поставщики, соревнующиеся со всеми участниками графа более равномерно и случайно. Интересно, что при этом в ядре графа сосредоточены более коррупционные случаи закупок, а на периферии — более справедливые торги;
  • оценкой весов ребер графов: чем выше вес ребра, тем больше вероятность сговора, и наоборот.
22 К недостаткам данных исследований можно отнести привязку только к одной отрасли или к одной отрасли в рамках одного города, что делает аналитическую выборку очень ограниченной.
23 В российской литературе использование сетевых графов для анализа рынка государственных закупок с последующим выявлением устойчивых шаблонов поведения игроков рынка исследуется не очень активно. Но есть некоторые работы, например (Молчанова, Рей, Шагаров, 2020), где данный подход применяется, но только к одному типу торгов — электронным аукционам, тогда как по российскому законодательству есть еще два типа конкурентных торгов: конкурсы и запросы котировок2.
2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
24 В итоге можно сделать следующие выводы из обзора литературы о применении методов теории графов для анализа государственных закупок:
25
  1. в исследованиях поддерживается гипотеза о негативном влиянии фрагментации рынка государственных закупок на условия здоровой конкуренции на рынке, в частности, фрагментация способствует и картельному сговору (Wachs, Fazekas, Kertész, 2021), и проявлениям коррупции (Wachs et al., 2019);
  2. авторы проводили разделение графа на компоненты связности, но далее применяли анализ элементов и связей в графе либо обобщенно ко всему графу целиком, либо только внутри одной связной компоненты графа. Целенаправленный и тщательный анализ всех связных компонент графа проводило крайне малое число авторов, а ведь они могут представлять интерес как наиболее фрагментированные участки рынка государственных закупок;
  3. во многих работах на этапе предварительной обработки данных производится отбрасывание участников с малой активностью на торгах. Таким образом, из рассмотрения исключается большое число фирм и тендеров, которые могут представлять интерес для анализа конкуренции;
  4. существует малое число работ, где проведено исследование рынка государственных закупок с детализацией и по регионам, и по отраслям экономики.
26 В этой связи в работе исследованы большие объемы данных с применением технологий машинного обучения. Будут также построены и проанализированы графы, состоящие, в отличие от вышеприведенных работ, и из участников закупок, и из заказчиков на предмет выявления и главных, и побочных компонент графа для изучения рынка государственных закупок как в отраслевом, так и в региональном планах.
27 Методы
28 Анализ результатов исследований, представленных в литературе, и эмпирические наблюдения за рынком государственных закупок (Созаева, Гончар, 2022) позволили авторам сформулировать две основные гипотезы.
29
  1. На рынке государственных закупок существуют зоны (в графах — побочные компоненты), где сформировались особые условия конкуренции и особая (часто со слабой конкуренцией) среда.
  2. Существуют отраслевые особенности и сферы, где сговоры случаются чаще, и которые провоцируют формирование побочных компонент графа (например, в сфере строительства они могут быть более обширными).
30 Для проверки гипотез и представления их результатов в работе авторами введены три понятия, которые либо ранее не использовались, либо не применялись к рынку государственных закупок.
31 Первое понятие – «изолированность» – редко рассматривается в макроэкономической литературе, например, упоминается у (Schlicht, 2021). Современные экономические отношения не предполагают изолированности, и в классической модели рынка все участники так или иначе взаимодействуют друг другом. В этой связи определим «изолированность» как ограниченность агентов рынка государственных закупок во взаимодействии с другими агентами, обусловленную нормативным регулированием рынка.
32 Для изучения вероятных моделей поведения поставщиков на рынке государственных закупок введем такое понятие, как «консерватизм» — модель поведения поставщиков на таком рынке, которая предполагает нацеленность участника на определенные типы закупок и заказчиков и нежелание участвовать в торгах других типов и заказчиков.
33 Противоположный консерватизму термин — «мобильность» — предполагает более гибкую модель поведения поставщиков на рынке государственных закупок, основанную на переключении поставщика с одного типа торгов на другой, смену экономической специализации и заказчиков на рынке торгов.
34 Методология исследования основана на последовательном применении машинных методов сбора (парсинга) данных из открытых источников о проведенных в России закупках и их результатах, статистической обработке этих данных (Кормен и др., 2019) с последующей визуализацией посредством построения сетевых графов и кластеризации этих графов (Гмурман, 2020).
35 Информационная база исследования охватывает период с начала 2019 г. до середины 2021 г. Было проанализировано 600 390 извещений и соответствующих им протоколов по государственным закупкам, проведенным в РФ, точность данных эквивалентна коммерческим сервисам аналитики; данные актуальны на 29.10.2021. В расчетах были использованы данные за период с начала 2019 до середины 2021 г., консолидированные из открытого FTP-сервера «Единой информационной системы в сфере закупок», формат хранения данных — XML. Проанализированы данные по всем XML-файлам извещений и протоколов в рамках 44-ФЗ, автоматический забор данных осуществлен с помощью системы, разработанной на языке Python. Данные агрегированы в реляционную базу данных PostgreSQL 12.
36 Статистические данные были обработаны с использованием программного обеспечения NetworkX для Python (Ghorbani, Brooks, Klauda, 2021), SWI Prolog (Grubenmann, Lehmann, 2021) и визуализированы с использованием инструментария Jupyter Notebook и Cytoscape.
37 Для описания выводов и гипотез использованы методы ретроспективного анализа, синтеза, сравнительного анализа, элементы социально-экономического прогнозирования.
38 Результаты и обсуждение
39 Для исследования были отобраны данные по закупкам товаров, работ и услуг из 15 наиболее востребованных категорий товаров, работ и услуг по справочнику ОКПД 23 (10.5, 19.2, 20.5, 21.2, 22.2, 26.2, 28.2, 32.5, 33.1, 35.3, 42.1, 43.2, 62.0, 68.1, 71.1) в десяти ключевых регионах (77 — в Москве, 50 — в Московской области, 23 — в Краснодарском крае, 24 — в Красноярском крае, 54 — в Новосибирской области, 74 — в Челябинской области, 66 — в Свердловской области, 78 — в Санкт-Петербурге, 61 — в Ростовской области, 2 — в Республике Башкортостан) за период с начала 2019 до середины 2021 г.
3. «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 04.02.2022).
40 Исследование консерватизма поставщиков проводилось с использованием таких параметров рынка государственных закупок, как число закупочных лотов, число поставщиков, а мобильность игроков рынка оценивалась через статистику участия каждого поставщика в конкретных лотах.
41 Был построен двудольный граф, вершинами которого были поставщики и лоты, а ребрами графа — связи между вершинами типа «поставщик–лот», которые соответствовали участию данного поставщика в борьбе за данный лот. Были выделены замкнутые компоненты графа. Два лота включались в одну замкнутую компоненту, если между ними отыскивался путь по ребрам графа без учета их направления. В частности, если в двух лотах A и B был общий участник X, то эти лоты и все их участники (например, поставщики X, Y, Z) включались в одну замкнутую компоненту (рис. 1). Также в эту компоненту включались все другие лоты, в которых участвовали поставщики X, Y, Z, затем все участники этих и других лотов и так далее.
42 Граф включает всего 696 547 вершин (из них 600 390 лотов и 96 157 поставщиков) и 1 538 004 ребра (участий поставщиков в лотах). В результате обработки всего графа была обнаружена 1 большая (главная) компонента и 11 222 маленьких (побочных) компонент. Результаты выделения замкнутых компонент в графе из поставщиков и лотов (рис. 2). В итоге на главную компоненту приходится 92,4% всех лотов и 87,8% стоимости лотов, а на все побочные компоненты приходятся остальные 7,6% всех лотов и 12,2% стоимости лотов.
43

44 Рис. 1. Пример связной компоненты в графе из поставщиков и лотов
45 Источник: составлено авторами.
46

47 Рис. 2. Результаты выделения замкнутых компонент в графе из поставщиков и лотов за период с 2019 г. до середины 2021 г.
48 Главная компонента включает торги с участием поставщиков с высокой мобильностью и охватывает более 80% всех торгов. К таким поставщикам отнесены игроки рынка, которые участвовали в различных торгах, где есть два и более участника, и регулярно переключаются от заказчика к заказчику, от региона к региону и от отрасли к отрасли (в рамках своих видов экономической деятельности). Для рынка государственных закупок главную компоненту — скопление таких активных поставщиков — можно считать зоной свободной конкуренции, а основную характеристику поставщика, который попал сюда, — «мобильностью». Участники переключаются с одного заказчика на другого. Зона высокой мобильности может расцениваться органами власти как зона высокой конкуренции и низкой картелизации, в которой риски сговоров — умеренные или низкие.
49 Наряду с главной были выделены и побочные компоненты — ограниченные замкнутые области небольшого размера, которые в сумме охватывают менее 20% всех торгов. Поставщики в рамках одной побочной компоненты — некоторое число участников закупок, которые не взаимодействуют друг с другом, но регулярно участвуют в ограниченном наборе закупочных процедур. Поэтому побочные компоненты можно считать зонами ограниченной конкуренции, «изоляции». Именно они и представляют интерес для изучения.
50 Как отмечалось ранее, было сформулировано две гипотезы.
51 Гипотеза 1. В зоне побочных компонент — особые условия конкуренции и особая конкурентная среда.
52 Проверка данной гипотезы показала, что в торгах, проходящих в зоне побочной компоненты, критически низкая конкуренция: так, 92,6% общего числа всех процедур сводятся к закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В денежном выражении на такие процедуры приходится 88,6% суммарной стоимости всех лотов, которые были расторгованы в контуре побочных компонент.
53 Более подробная статистика конкуренции на торгах в закупках, попавших в побочные компоненты графа, приведена в табл. 1.
54 Таблица 1. Число участников и победителей в лотах побочных компонент
55
Число участников лота Число победителей в лоте Число лотов
1 0 1900
1 1 40 274
N > 1 0 49
N > 1 1 2134
N > 1 2 1099
N > 2 3 69
N > 3 4 13
N > 4 N > 4 0
Всего лотов в побочных компонентах 45 538
56 Источник: составлено авторами.
57 Для детального анализа были рассмотрены побочные компоненты, содержащие более 20 элементов, из которых не менее двух являются поставщиками (т.е. минимум на одну процедуру приходится два участника, которые могут конкурировать друг с другом). Таких компонент отыскалось всего 84. Найденные компоненты были классифицированы по топологии их графов на шесть категорий.
58 Характерные примеры изображений графов для компонентов каждой категории приведены на рис. 3. Первые три категории характеризуются низкой степенью конкуренции, остальные три категории характеризуются средней или высокой степенью конкуренции. Распределение побочных компонентов по категориям, а также по кодам ОКПД2, регионам и годам закупок приведено в табл. 2.
59

Следует отметить, что подавляющее большинство крупных побочных компонент (76%) попадает в категории 1, 2, 3 с низкой степенью конкуренции.

60 Категория 1
61

 

 

Категория 2

62

 

Категория 3

63

 

Категория 4

64

 

Категория 5